Достоевский Федор Михайлович : другие произведения.

Комментарии к Двойник
 (Оценка:7.18*48,)

Проза Классика Переводы Поэзия Фантастика Детективы История
[Современная]|Классика|[Фантастика][Остросюжетная] [Самиздат][Музыка][Заграница][Туризм][ArtOfWar] Lib.ru/Классика [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • © Copyright Достоевский Федор Михайлович (yes@lib.ru)
  • Обновлено: 31/08/2004. 340k. Статистика.
  • Повесть: Проза
  • Аннотация:
    Петербургская поэма
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Проза (последние)
    18:33 Гончаров И.А. "Обыкновенная история" (24/1)
    17:40 Бунин И.А. "Легкое дыхание" (28/1)
    16:58 Тургенев И.С. "Бретёр" (2/1)

    Для правильной работы системы комментраиев в вашем браузере должны быть включена поддержка cookies. Сейчас она ВЫКЛЮЧЕНА!. Возможно, в свойствах вашего броузера выставлен уровень безопасности 'High'.
    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (2): 1 2
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    08:14 "Форум: все за 5 часов" (43/7)
    13/05 "Объявления редакции "Lib.ru: " (54)
    ОБСУЖДАЕМ: Достоевский Ф.М.
    22:13 "Братья Карамазовы. Часть 1" (19/1)
    20:40 "Игрок" (26/1)
    29/10 "Преступление и наказание" (214)
    28/10 "Братья Карамазовы. Часть 4." (41)
    28/10 "Униженные и оскорбленные" (62)
    25/10 "Бесы" (79)
    21/10 "Приговор" (7)
    20/10 "Записки из подполья" (25)
    12/10 "Бедные люди" (37)
    08/10 "Сон смешного человека" (39)
    05/10 "Мальчик у Христа на елке" (40)
    05/10 "Записки из мертвого дома" (12)
    27/09 "Подросток" (28)
    25/09 "Неточка Незванова" (33)
    15/09 "Село Степанчиково и его обитатели" (10)
    15/09 "Хозяйка" (5)
    14/09 "Пушкинская речь" (4)
    03/09 "Белые ночи" (52)
    02/09 "Примечания ко второму тому " (1)
    27/08 "Кроткая" (19)
    27/08 "Идиот" (231)
    24/08 "Зимние заметки о летних впечатлениях" (8)
    01/08 "Слабое сердце" (10)
    09/07 "Крокодил" (8)
    16/06 "Скверный анекдот" (5)
    25/05 "Братья Карамазовы. Часть 2" (28)
    18/05 "Маленький герой" (4)
    09/04 "Пушкин" (7)
    28/03 "Роман в девяти письмах" (11)
    12/03 "Двойник" (28)
    12/03 "Вечный муж" (2)
    12/01 "Господин Щедрин, или Раскол " (3)
    24/11 "Чужая жена и муж под кроватью" (8)
    11/11 "Елка и свадьба" (2)
    24/10 "Два самоубийства" (10)
    07/07 "Достоевский в изображении " (1)
    21/05 "Информация об авторе" (8)
    14/04 "М.М.Бахтин. Проблемы творчества " (1)
    15/10 "Бобок" (11)
    24/09 "Леонид Гроссман. Достоевский" (5)
    24/09 "Ю. Селезнев. Достоевский" (4)
    13/09 "Другие редакции и варианты" (1)
    13/09 "Дневник писателя. 1876 год." (2)
    30/07 "Ползунков" (1)
    09/06 "Господин Прохарчин" (1)
    27/01 "Дневник писателя. Январь - " (3)
    11/01 "Братья Карамазовы. Часть 3." (3)
    30/12 "Честный вор" (3)
    17/01 "К.Н.Леонтьев. О всемирной " (1)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    18:33 Гончаров И.А. "Обыкновенная история" (24/1)
    17:40 Бунин И.А. "Легкое дыхание" (28/1)
    16:58 Тургенев И.С. "Бретёр" (2/1)
    20:09 Горький М. "Старуха Изергиль" (121/1)
    19:59 Грибоедов А.С. "Горе от ума" (120/1)
    02/11 Гоголь Н.В. "Информация об авторе" (8/2)
    02/11 Редактор "Форум: все за 5 часов" (27/7)
    01/11 Толстой Л.Н. "Война и мир. Том 1" (98/1)
    01/11 Радищев А.Н. "Путешествие из Петербурга " (19/1)
    01/11 Эртель А.И. "Письмо А. И. Эртеля - М. И. " (1)
    01/11 Алданов М.А. "Бегство" (4)
    31/10 Достоевский Ф.М. "Братья Карамазовы. Часть 1" (19)
    31/10 Андреев Л.Н. "Прекрасна жизнь для воскресших" (1)
    30/10 Белинский В.Г. "Вечевой колокол. Русский роман " (1)
    30/10 Житков Б.С. "Элчан-Кайя" (1)
    29/10 Есенин С.А. "Анна Снегина" (18)
    29/10 Погорельский А. "Черная курица, или Подземные " (12)
    29/10 Чехов А.П. "Рассказы, повести, юморески " (3)
    29/10 Грааль-Арельский "Информация об авторе" (6)
    28/10 Короленко В.Г. "Огоньки" (4)
    РУЛЕТКА:
    Илиада
    Давыдов Д. П.: Биографическая ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 1014
     Произведений: 11277
    03/11 ОТМЕЧАЕМ:
     Бестужев-Марлинский А.А.
     Козлов П.К.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (28day) (30day) (Рассылка)
    10:56 Григорьев П.И. "Петербургский анекдот с жильцом "
    10:37 Тредиаковский В.К. "Письмо"
    10:36 Теренций "Из комедии "Евнух""
    10:28 Вяземский П.А. "Стансы"
    10:27 Бартенев П.И. "Бартенев П. И.: Биографическая "
    10:23 Погодин М.П. "Письмо Я. К Гроту"
    10:22 Матюшкин Ф.Ф. "Письма"
    10:20 Лихачев В.С. "Поэзия и проза"
    10:02 Кюхельбекер В.К. "Письма к Комовскому"
    28. Алексей 2009/03/12 17:33 [ответить]
          Мне кажется, что по этому произведению можно было-бы сделать отличный фильм! При этом действие можно перенести в современность, а содержание, диалоги и даже место действия менять практически не надо. Жаль, что я не режиссер.
    27. фм 2009/01/21 03:38 [ответить]
          Если кому-нибудь интересно здесь можно почитать книгу "Достоевский в изображении его дочери Л. Достоевской" http://new-chapter.narod.ru/authors/dost_lf/o_dost/index.htm
    26. дырбулщев 2009/01/15 03:14 [ответить]
          Павел, а вы как жанры определяете? по количеству и расположению букв? роман - много букв, рассказ - мало, если в столбик - поэма. так, да? м?
    25. Павел 2009/01/15 02:41 [ответить]
          1. Из письма Достоевского : 'Сегодня выходит Голядкин. 4 дня тому назад я еще писал его. В 'Отечестве записках' он займет 11 листов. Голядкин в 10 раз выше 'Бедных людей'. Наши говорят, что после 'Мертвых душ' на Руси не было ничего подобного, что произведение гениальное, и чего-чего не говорят они!Действительно, Голядкин удался мне донельзя'.
         
          Я, конечно, понимаю, что у некоторых писателей адекватность восприятия оценок нарушена, но давайте все таки Богу божье, а кесарю кесарево... С "Мертвыми душами" эту новеллу Достоевского (те, кто "Двойника" повестью называют,а также сам автор, который ее "поэмой" назвал, наверно, о литературной форме имеют очень отдаленное представление) сравнивать откровенно неприлично."Двойник" - абсолютное подражание стилистике петербургских повестей Гоголя, но с полным отсутствием той глубины и содержательности, которой отличался Н.В. Стоило ли исписывать столько бумаги, чтобы ненадолго поддержать у читателя вялую интригу "сумасшедший или нет, есть ли второй Голядкин на самом деле, или нет"?!
         
          II. Случайно получилось, что впервые читал "Двойника" вслед за повторным прочтением "Мелочей жизни" М.Е.Салтыкова-Щедрина (с большим перерывом после школьного ознакомления). Рекомендую всем тем, кому понравился "Двойник" (я не из их числа) ознакомиться с двумя рассказами "Сережа Ростокин" и "Евгений Люберцев" из "Мелочей".
          Да, написаны на 40 лет позже,чем "Двойник", но насколько лаконично и четко передан образ голядкиных того времени.
         
         
    24. А.В. 2008/08/19 14:58 [ответить]
          >Шизофрения -это не шутки,господа.И автор прекрасно изобразил нам этот недуг изнутри,как это видит больной .Поэтому произведение выглядит фантастично местами , невероятным все происходящие выглядит и для самого героя.Который, насколько я помню, все-таки в конце понимает , что это его зрительные галлюцинации.
         
          Вовсе и не понимает. В конце его психика как раз таки и раздражается до самого предела, идёт смешение образов и немки, и доктора, и фантастического чудовища; и всё это в то время, как Якова Петровича везут в сумасшедший дом.
         
         
         
    23. Александр39 (apaleda@rambler.ru) 2008/04/15 18:14 [ответить]
          Мне кажется, ближе всех к реальному пониманию оказалась Маргарита.
          Давайте вспомним костяк (фабулу) повествования. Мелкий чиновник (помощнк столоначальника) Яков Петрович Голядкин якобы зван на бал в весьма богатый дом. но еще до этого происходят два весьма важных события. Голядкин посещает своего врача и получает от него наставление принимать те же лекарства и, главное, отдыхать, веселиться, не сторониться компаний и пр. Это дает четкий ключ к пониманию натуры героя: замкнутый, обуреваемый фантазиями, зажатый, все время в сторонке. А вот второй эпизод. Посчитав деньги в кошельке, Голядкин с удовлетворением обнаруживает 750 рублей. Это, впрямь, немалые деньги, но смотря для чего. И вот наш герой разменивает купюры на меньшие, отчего кошелек раздувается и от того возрастает гордость героя. Но дальше-то! Идет Голядкин по магазинам и приценивается к товарам, значительно более дорогим, чем может купить. Купцы, естественно, просят задаток, но Яков Петрович на ходу обещает им, что, мол, будет и задаток, а не оставляет ничего. естественно. Он и не собирается, да и не может купить серебряный сервиз за 1,5 тысячи. Но это покушение на "шопинг", как мы бы сейчас выразились, внушает ему ощущение уверенности в себе, обеспеченности, разгульности - всего того, чего у него в реальной жизни т. е. в реальных отношениях нет вовсе. "Я совсем ничего...это так только... как-нибудь... я как все ..." постоянно твердит герой, подставляясь всем, забиваясь в уголочек. "Я смиреньем возьму". Но с человеческой натурой нельзя делать что угодно. Ее можно пытаться загнать в рамки, а она вылезет с другой стороны. Так-то и происходит. Голядкин на людях загоняет себя в смиренье, жмет, а в Гостином дворе душа его пускается в разгул, компенструется. Потому что он НЕ ТАКОВ, КАКИМ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕБЯ ЛЮДЯМ. Вот где начинается РАЗДВОЕНИЕ и,соответственно, появляется двойник. Вспомните первое его явление. Голядкина выгнали из гостей, на порог не пустили. Униженный, раздавленный бредет он во свояси. По придуманному им самим своему облику не должен он роптать. А в действительности такую пощечину перенести невозможно - вот и появляется оскорбленный человек. Он и к Голядкину приходит скромненько и пристраивается униженно. Но проходит шок героя, и расправляется его "Я" и вновь хочет большего: и чтоб на работе успех и близость к начальству, и дружелюбие всех чиновников. Нет этого у Голядкина. Потому есть это в сублимированной, отделенной от него части его натуры. Вот это-то и есть его двойник. Тогда объясняется все: почему Петрушка неуверенно спрашивал, два обеда или один нести, зачем нужно зеркало в ресторане - вот ведь кто двойник - он сам.
          Раздвоение личности - не простая история. Это серьезное повреждение психики, что мы и видим в конце повести.
          Гоголевский ли это текст? Действительно, напоминает Гоголя, но лишь в закручивании невероятных происшествий, в напускании "туману". А в "теле" своем это, конечно текст Федора Михайловича, тягучий, липкий, бесконечный, с душевной мукой, с нюансами ощущений и с диким отчаянием. Вот последнее уж никак с Гоголем не спутаешь. Так что по сути это Достоевский, а по форме - имитация Гоголя. Отметки ставить Достоевскому - глупое дело. Но по мне, я бы и еще сократил (автор ведь урезал междй изданиями 46 и 66 годов). Потому что много масла масляного. Да и кроме Голядкина и его нарастающего психоза нет здесь ни одного проработанного образа. Но, видно, Федора Михайловича именно этот процесс и интересовал, ради его осмысления он весь этот текст и затеял.
    21. В.С. 2008/02/17 17:06 [ответить]
          > > 20.Катерина
          >> > 19.ADEPT
          >>>Понравилось и то, как его решительность к моменту встречи с двойником резко сходит даже не на нет, а просто в минус! Забавно! И это очень тонкий психологический момент - жизненный и поучительный.
          >>После книги остаётся только вопрос: кем был двойник? Он был на самом деле простым новым сослуживцем, который виделся персонажу двойником?
          >>Наверно это просто не важно. Это своеобразный фантастический элемент.
          >
          >
          >Никем не был двойник. Его не существовало вообще. Даже многие его поступки фантастичны, и никак не могут быть приняты как поведение реального человека (случай в ресторане, последняя сцена долго бегущего за каретой двойника, и др.)
          >
          >Это психич еское расстройство личности, отличный пример того, как "идеальное Я" героя не совпадает с реальным представлением о себе. Такое раздвоение личности Голядкина возникло в результате глубокой неуверенности в себе и шатким положением в обществе.
          >Достоевский долго интересовался медицинскими вопросами душевных болезней, нервной системы человека, прежде чем написать повесть.
          >
          >Остается только в очередной раз удивляться его гениальности и точности описания даже расстроенной психики, его способности вжиться в состояние каждого своего героя :)
         
          Двойник существовал.Он мог абсолютно любым человеком, которого Голядкин встречал на улице, на службе.А неадекватно(между прочим это душевнобольной герой считает , что двойник ведет себя неадекватно) он вел себя потому , что это были действительно разные люди, которых он принимал за своего двойника ,следовательно разное поведение, темпераменты и тараканы.Сначала, когда герой первый раз встречает его на службе, он такой робкий , забитый , ему негде переночевать, а потом он становится заносчивым, не узнает его, брезгует.
          Шизофрения -это не шутки,господа.И автор прекрасно изобразил нам этот недуг изнутри,как это видит больной .Поэтому произведение выглядит фантастично местами , невероятным все происходящие выглядит и для самого героя.Который, насколько я помню, все-таки в конце понимает , что это его зрительные галлюцинации.
    20. Катерина 2007/10/21 15:04 [ответить]
          > > 19.ADEPT
          >>Понравилось и то, как его решительность к моменту встречи с двойником резко сходит даже не на нет, а просто в минус! Забавно! И это очень тонкий психологический момент - жизненный и поучительный.
          >После книги остаётся только вопрос: кем был двойник? Он был на самом деле простым новым сослуживцем, который виделся персонажу двойником?
          >Наверно это просто не важно. Это своеобразный фантастический элемент.
         
         
          Никем не был двойник. Его не существовало вообще. Даже многие его поступки фантастичны, и никак не могут быть приняты как поведение реального человека (случай в ресторане, последняя сцена долго бегущего за каретой двойника, и др.)
         
          Это психическое расстройство личности, отличный пример того, как "идеальное Я" героя не совпадает с реальным представлением о себе. Такое раздвоение личности Голядкина возникло в результате глубокой неуверенности в себе и шатким положением в обществе.
          Достоевский долго интересовался медицинскими вопросами душевных болезней, нервной системы человека, прежде чем написать повесть.
         
          Остается только в очередной раз удивляться его гениальности и точности описания даже расстроенной психики, его способности вжиться в состояние каждого своего героя :)
         
         
         
         
    19. ADEPT 2007/10/18 17:00 [ответить]
          Достаточно обратить внимание на начальную сцену с его приходом к доктору и вся закрученность произведения становится понятной не только в конце произведения.
          Особенно впечатлили описания действий двойника:
          пошептался с одним, полизался с другим, сказал словцо третьему, улыбнулся четвёртому, пожал руку пятому.
          Понравилось и то, как его решительность к моменту встречи с двойником резко сходит даже не на нет, а просто в минус! Забавно! И это очень тонкий психологический момент - жизненный и поучительный.
          После книги остаётся только вопрос: кем был двойник? Он был на самом деле простым новым сослуживцем, который виделся персонажу двойником?
          Наверно это просто не важно. Это своеобразный фантастический элемент.
    Страниц (2): 1 2

    Связаться с программистом сайта.